О роли консалтинга в бизнесе
Очень понравились мысли одного из участников пм комьюнити в ЖЖ по поводу консалтинга и консультантов. В последнее время часто и мне приходиться отвечать на каверзные вопросы о роли консультанта и будущем консалтинга (или вопросы из серии "..
и вообще зачем тебя туда понесло, что нечем заняться? ":) ) Достойный ответ о полезности консалтинга, привожу полностью без изменений: "Меня недавно poruchik_sr попросил ответить на вопрос "Зачем кому-то рассказывать как организовать и оптимизировать бизнес, вместо того, чтобы самому организовать оптимальный бизнес и получать бабульки на своем знании и умении, дав остальным возможность прогореть и не путацо под ногами?
" Я задумался над тем, как на него ответить.
Ответов напрашивалось сразу несколько — по количеству неверных предпосылок, обозначенных в вопросе. В первую очередь, наверное, неверность посылки в том, что подразумевается применение консалтинга ко всему бизнесу в целом.
В действительности это не так. Консалтинг нацелен на определенные составляющие бизнеса, меняя которые, можно сделать весь бизнес немного эффективнее. Вторая неверная предпосылка — консалтинг подразумевается как перенос собственной успешной практики в реалии бизнеса заказчика.
Это тоже не так. Правильные консультанты собирают лучшие практики повсюду, кристаллизуют их в некие относительно универсальные схемы, и потом уже, базируясь на них, выстраивают аналогичные схемы у заказчиков или дают им рекомендации.
В третьих, формулировка вопроса предполагала помощь консультантов соратникам по отрасли, в то время, как меж ними присутствует конкуренция. Прогорание же заказчика консультанту в долгосрочной перспективе невыгодно, поскольку ведет к репутационным рискам и потере клиентов.
Если же рассматривать этот вопрос как попытку отыскать у консультантов мотив их работы, то делиться опытом людей зачастую подвигает то же самое, что заставляет их писать в свои дневники в ЖЖ на прочих блог-платформах. Желание рассказать что-то окружающим, поделиться с ними успехом и знанием, проявить себя в мире и т.п. И заработать денег, разумеется.
Ведь хорошо, когда занимаешься любимым, интересным тебе делом, получая за это адекватное вознаграждение от тех, кому это действительно полезно. Но мне показалось, что вопрос был не о том. Он о нужности и полезности консалтинга вообще.
Мол, достиг успеха — и сиди в своей башне из слоновой кости, радуйся жизни, а к другим не лезь. Лучше не сделаешь, только помешаешь.
Или же — если ты еще не заработал свой первый личный кровный миллиард — не суйся учить тех, кто его уже заработал.
В противном случае консалтинг становится профанацией и средством отмывания денег.
Если так, то стоит переформулировать изначальный вопрос. В итоге может получиться интересный разговор о полезности, целесообразности и сущности консалтинга в приниципе и в условиях отечественной экономики — в частности.
Добавить комментарий